Alex Echter (echter) wrote,
Alex Echter
echter

Category:

Каягым

   "Канон" Пахельбеля почему-то уже давно стал классическим произведением для исполнения на каягыме. Наверное, корейцы уже не сомневаются, что это их национальная мелодия. Но никогда раньше мне не доводилось видеть, чтобы один человек играл его на двух каягымах одновременно: 

 

      Конечно, играет молодой человек не шибко зажигательно, но технику демонстрирует вполне приличную. При этом играет не заезженный вариант "Канона", а какую-то вполне продвинутую вариацию. А я хотел сказать пару слов про Йоганна Пахельбеля: ведь он, можно сказать, мой земляк! Потому что родился и умер в Нюрнберге, и работал органистом в церкви святого Себальда - тут рядом, в десяти минутах ходьбы.
   На днях меня неожиданно постигло осознание того, что Гимн СССР, он же Гимн России - это не что иное, как простой вариант пахельбелевского "Канона"! Подозреваю, что русские музыкальные историки об этом прекрасно знают, но старательно замалчивают этот нелестный для национального самосознания факт. Хотя, кажется, Альфред Шниттке сказал, что в мире музыки нет плагиата, а есть только музыкальные аллюзии... Но всё-таки заслуга Пахельбеля в создании российского гимна намного выше, чем заслуга Александрова.

   С детства люблю каягым. Ещё в бытность пионером я как-то сопровождал в качестве конферансье северокорейскую детскую фольклорную группу, приехавшую на гастроли. На каягыме там играла прелестная девочка по имени Енхи - в неё я тут же тайно влюбился, а заодно и в её потрясный инструмент.
   Каягым (伽倻琴) имеет многотысячелетнюю историю. Уже его название, которое можно перевести как "цитра из государства Кая" говорит о том, что ему не менее полутора тысяч лет. Ведь государство Кая (伽倻) исчезло ещё в середине 6 века нашей эры.
   Каягым явно сродни китайскому гучжену - скорее всего, даже происходит из него. Этот тип инструментов появился в Китае в эпоху Борющихся Царств, то есть в середине 1 тысячелетия до нашей эры. Ещё старик Конфуций страшно ругался на эти новомодные способы извлечения звуков, предпочитая всем инструментам старый испытанный литофон, который за столетия прекрасно зарекомендовал себя при Чжоуском дворе.
   Тем не менее, каягым и гучжен - это совсем разные вещи. У них совершенно различная эстетика. Судите сами: вот образец игры на гучжене:


      А вот одна из прекраснейших китайских классических мелодий - "Прогулка в Сучжоу" (姑蘇行). Дуэт гучжена и флейты сяо. К сожалению, достаточно бескрылое исполнение, но лучшего на видео я не нашёл:



 

Tags: chinese music, korean music
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments